В память спасения еврейских детей во время немецко-фашистской оккупации
1
Установлено, что на Чернечей горе, что рядом с современным монастырем, еще в Хв. было поселение племени белых хорватов (вероятно это были мессионеры - ученики моравских Кирилла и Мефодия). Возможно поэтому, Св. Владимир Великий так легко "привил" христианство в Галичине. Также установлено, что в ХІ-ХІІв. в Уневе уже жили монахи. Первое письменное упоминание про Уневский монастырь датируется 1395г.
Монастырские стены, Успенская церковь в готическом стиле с элементами эпохи ренессанса построены в XVIв. семейством князей Лагодовских, рыцарь Александр Ванько Лагодовский и был тут похоронен (гробница Лагодовского, 1573г., как памятник эпохи ренессанса, был перевезена на сохранение в Олеський замок в 1953г.)
Во время польско-козацкой войни (ХVIв.) - монастырь был форпостом православия в Галичине, но после раздела Украины на Правобережную и Левобережную, где-то с 1700г., принял Унию (грекокатолики).
Во времена Австрийской империи (1772-1918) монастырь постепенно пришел в упадок.
Возродил монастырь в 1938г. митрополит Андрей Шептицкий, как монастырь аскетического студитского устава (игумен Климентий Шептицкий).
При советской власти - монастырь закрыли, игумена Климентия Шептицкого замучили во Володимирской тюрьме, с. Унев переименовали в с. Межгорье.
В начале 1990-х годов Уневский монастырь был возрожден и получил статус Лавры.
Студитский устав (автор - греческий монах Теодор Студит, 759-826г.) в редакции Константинопольского патриарха Алексия Студита, был внедрен на Руси в ХІв. преп. Феодосием Печерским в Києво-Печерском монастыре (по этому уставу, в частности, монахов разделяют на 4 категории: послушники, рясофоры, малосхимники, великосхимники; монахи молятся полное Церковное правило: Вечерню, Повечерню, Полуношницу, Утренюю, Литургию и Часы.